Правительству рекомендовали форсировать внедрение транспорта на газе
Комиссия Госсовета по направлению «Энергетика» рекомендовала правительству и властям субъектов рассмотреть пакет инициатив для форсированного распространения транспорта и техники, работающих на газомоторном топливе (ГМТ). РБК ознакомится с протоколом заседания, состоявшегося 12 октября.
Доля природного газа в качестве моторного топлива составляет всего 2% от общего объема его потребления автотранспортом, указывается в документе. При этом доля транспортных издержек в ВВП страны составляет 14%, что в 1,5–2 раза выше, чем в развитых странах мира. Использование более дешевого газа помогло бы решить проблему.
Для этого Госсовет предлагает:
- существенно увеличить размер субсидий в 2026–2030 годах на разработку, производство и покупку транспорта на газе;
- предусмотреть в бюджете на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов субсидию автопроизводителям транспорта на газе в размере не менее 30 млрд руб. на трехлетку (бюджет программы в 2023 году составил 2,7 млрд руб., на 2024 год уже предусмотрено 16,7 млрд руб.);
- предусмотреть производство техники и транспорта на газе не только для автомобильной отрасли, но и для других отраслей экономики — например, водного, железнодорожного транспорта, карьерной техники и различного оборудования;
- увязать прогнозы по потреблению ГМТ, за которые отвечает Минэнерго, с прогнозами производства такой техники (Минпромторг);
- разработать поэтапную программу ограничения и даже запрета эксплуатации водных судов, работающих на дизельном топливе в городских акваториях;
- рассмотреть создание отдельного инвестфонда или оператора по всем проектам в сфере ГМТ для повышения эффективности распределения на них бюджетных средств;
- рассмотреть снижение (обнуление) ставки ввозной таможенной пошлины на оборудование для инфраструктуры производства и потребления ГМТ, включая элементы транспортных средств, комплектующие, у которых нет отечественных аналогов, и одновременное увеличение пошлин на оборудование, аналоги которого имеются в стране;
- установить пониженную ввозную пошлину (5%) не только на газомоторные и дизельные тягачи, но и на другие шасси массой 20–50 т (самосвалы, мусоровозы и т.п.);
- ввести с 2028 года запрет на курсирование в городах с населением более 500 тыс. человек неэкологичного пассажирского транспорта;
- сделать бесплатным проезд на ГМТ-транспорте по платным дорогам и ввести 50-процентные скидки для техники на газе в системе «Платон» (система взимания платы с грузовой техники массой свыше 12 т).
Какие есть проблемы с внедрением
Участники прошедшего Госсовета, среди которых были представители Минэнерго, Минтранса, Минпромторга, губернаторы регионов, представители бизнеса, зафиксировали множество проблем для развития рынка газомоторного топлива в России.
Смежные программы разных министерств часто не увязаны между собой по показателям, следует из протокола. Минэнерго субсидирует переоборудование транспорта на газ и строительство заправок, Минпромторг администрирует программу поддержки спроса на такую технику (компенсация производителю за скидку при продаже серийных газовых моделей). Ни в одной программе нет прогнозов по объемам производства техники для других отраслей экономики, кроме автомобильной, отметили участники. Поэтому прогнозы Минэнерго по потреблению «газомоторки» не увязаны с количеством производимой техники.