«Аэрофлот» и Минтранс занялись вопросом снятия запрета на «мокрый» лизинг
«Аэрофлоту» нужна возможность передавать самолеты вместе с экипажами между перевозчиками одноименной группы (в группу «Аэрофлот» входят одноименная авиакомпания, «Россия» и «Победа») или привлекать дополнительные воздушные суда из парка других авиакомпаний. Об этом рассказал журналистам гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский в кулуарах Восточного экономического форума, передает корреспондент РБК. «Если у какой-то авиакомпании в низкий сезон (обычно приходится на октябрь—апрель. — РБК) нет потребности в самолетах, то мы сможем взять емкости под свою сеть, и наоборот», — сообщил он.
Передача воздушного судна в авиакомпанию от другого перевозчика, который вместе с самолетом предоставляет свой экипаж, страхование и техобслуживание техники принято называть «мокрым» лизингом. Но такая возможность сейчас не предусмотрена российским законодательством, хотя практикуется за рубежом.
Для того чтобы «мокрый» лизинг появился в России и был законным, «Аэрофлот» совместно с Минтрансом работает над проектами необходимых нормативных актов, заявил Александровский. Но сроков и других деталей не раскрыл. Источник, знакомый с планами Минтранса, подтвердил, что ведомство прорабатывает вопрос «мокрого» лизинга.
Представитель первого вице-премьера Андрея Белоусова (курирует транспортную отрасль) предложил направить запрос в Минтранс, но в ведомстве отказались от комментариев. РБК направил запросы в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), пресс-службы S7 Airlines, «Уральских авиалиний», Utair и других крупных авиакомпаний России.
Почему понадобился «мокрый» лизинг
О необходимости использования «мокрого» лизинга в гражданской авиации России топ-менеджеры «Аэрофлота» заявляют не впервые. В феврале 2015 года тогдашний гендиректор перевозчика Виталий Савельев (с ноября 2020 года возглавляет Минтранс и совет директоров «Аэрофлота») говорил, что «мокрый» лизинг доказал свою эффективность во время проблем на мировом рынке авиаперевозок. «Наши пилоты по закону могут работать за границей. Но я не могу передать самолет с экипажем в аренду иностранной компании. Почему? Мы должны быть гибкими. Не хватает у нас пилотов — набираем из-за границы. Спад на рынке — отдаем самолеты с экипажем иностранцам», — аргументировал Савельев.
Но необходимые изменения в законодательстве, к примеру в Воздушном кодексе, так и не были сделаны. С точки зрения договорного обоснования «мокрый» лизинг в российском праве допускается в рамках аренды транспортного средства с экипажем, однако на уровне транспортного законодательства такая форма аренды не урегулирована, что по сути порождает запрет на «мокрый» лизинг в России, замечает руководитель практики транспорта и финансирования активов BGP Litigation Владислав Риков.