Как власти боролись со взлетом цен на топливо. Инфографика
Как развивался топливный кризис и как с ним боролись
Стабильный рост оптовых цен на бензин начался в конце апреля: тогда глава Минфина Антон Силуанов объявил о планах по снижению бюджетных компенсаций нефтяным компаниям за сдерживание внутренних цен (топливный демпфер) на 30 млрд руб. в месяц: «Разницу при высоких ценах на Западе мы компенсировали [из бюджета], при низких ценах на Западе нефтяники доплачивали [в бюджет]. Сейчас западных рынков нет. <...> Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков». Уже в июле президент Владимир Путин подписал поправки в Налоговый кодекс, среди них было и уменьшение демпфера (к октябрю общая сумма бюджетных компенсаций нефтяникам с начала года составила 1,138 трлн руб., что на 38% меньше, чем было выплачено за аналогичный период 2022 года).
Но к августу началось ускорение роста биржевых цен уже на летнее дизтопливо. В середине сентября цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на АИ-92 впервые превысили 70 тыс. руб. за тонну, а стоимость бензина марки «Премиум-95» и дизеля — 76 тыс. и 75 тыс. руб. за тонну соответственно. Рост оптовых цен отразился и на рознице: по данным Росстата, стоимость бензина и дизеля за январь—сентябрь выросла на 9,86 и 11,26% при накопленной общей инфляции 4,32%.
Реакция властей — совместный приказ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минэнерго об увеличении минимальной величины продаж бензина на бирже с 12 до 13% и дизтоплива с 8,5 до 9,5% для насыщения рынка топливом. В конце августа Николай Шульгинов, глава Минэнерго, заявил, что для борьбы с серым экспортом нефтепродуктов (когда компании, которые покупают бензин по более низким внутренним ценам, продают на экспорт по более высоким) рассматривается два варианта: составление списка экспортеров и введение лицензирования экспорта.
Но этого оказалось недостаточно: в середине сентября Владимир Путин заявил, что «правительство не среагировало вовремя на изменения цены на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть», хотя и отметил, что «в целом производители и правительство договорились, как будут действовать в ближайшее время». Уже через несколько дней стало известно о готовящихся властями «решительных мерах», включая повышение экспортной пошлины на нефтепродукты и полный запрет на вывоз. Только на слухах о таких возможных шагах топливо подешевело: 20 сентября цена на АИ-92 снизилась с пиковых 70,508 тыс. руб. за тонну (зафиксирована 18 сентября) на 6,9%, до 65,651 тыс. руб. за тонну. Бензин марки «Премиум-95» подешевел почти на 10% по сравнению с рекордным уровнем (76,876 тыс. руб. за тонну 7 сентября), до 69,272 тыс. руб. за тонну.
21 сентября кабмин официально ввел временный («бессрочный») запрет на экспорт бензина и дизеля. Несмотря на то что правительство ввело ряд послаблений (к примеру, для поставок в страны ЕАЭС) и что позже запрет неоднократно смягчался (к примеру, 25 сентября кабмин разрешил экспорт судового топлива, газойлей и средних дистиллятов), пока власти не говорили о том, когда он будет снят полностью.