Глава Ladoga — РБК: «Мы до сих пор страна с «крепким» потреблением»

Глава Ladoga — РБК: «Мы до сих пор страна с «крепким» потреблением»
Бизнес новости
Что будут пить россияне на Новый год, как продавать водку в Африке, что не так с рынком Китая и когда пройдет IPO группы, РБК рассказал Вениамин Грабар, президент и совладелец алкогольной компании Ladoga
Венимин Грабар (Фото: Михаил Гребенщиков / РБК)

С начала специальной военной операции на Украине структура российского алкогольного рынка изменилась. В частности, поставки алкоголя в Россию запретили США, страны ЕС ограничили поставки в Россию дорогих вин (запрет коснулся товаров дороже €300). Крупнейшие мировые производители объявили о приостановке поставок или постепенном полном выходе с российского рынка — среди них компании Diageo (бренды Johnnie Walker, Baileys и др.), LVMH (Hennessy, Moët & Chandon) и Pernod Ricard (Chivas Regal, Jameson, Absolut, Ararat). Компенсировать уход иностранцев власти решили через систему параллельного импорта, куда был включен популярный иностранный алкоголь.

После падения в первой половине 2022-го импорт к концу года начал восстанавливаться — эксперты называли это «экстремальным компенсационным пиком». По итогам 2022-го совокупные розничные продажи алкоголя, включая пиво и пивные напитки, в России выросли примерно на 1% год к году, до 1 млрд дал. Объем импорта вина и вовсе увеличился на 10% к концу года, до 405,1 млн л вина. Но уже летом правительство в рамках специальных экономических мер в ответ на западные санкции увеличило с 12,5 до 20% ставку ввозных таможенных пошлин на вино из недружественных стран (в список таких государств входят в том числе США и все страны Евросоюза).

Некоторые российские компании, вместо того чтобы активно пользоваться новым механизмом поставок, поспешили заместить ушедшие бренды продукцией собственного производства — джина, виски, рома. В результате, по данным ЦИФРРА, доля некоторых категорий крепкого алкоголя, произведенного в России, например виски и рома, в общем объеме потребления составляет уже около 50%. В джине она достигает уже почти 90%.

Как санкции и контрсанкции повлияли на алкогольные предпочтения потребителей, почему африканцам нравится водка «Царская», отношение к российскому джину и сколько должна стоить компания к моменту IPO в 2025 году, РБК рассказал Вениамин Грабар, президент и совладелец алкогольной группы Ladoga.

Про новогодний «алкогольный» стол россиян

Отвечая на вопрос, как изменится новогодний «алкогольный» стол россиян на фоне происходящих изменений на рынке, Грабар категоричен: «Никак не поменяется». Объясняет это собеседник РБК так:

 — Те компании, которые продекларировали об уходе с российского рынка, либо ушли на словах, как Bacardi International (соответствующее заявление компания сделала в марте 2022-го; но согласно ее отчетности за финансовый год, завершившийся в июне 2023-го, компания поставила за отчетный период в Россию алкоголя на $169 млн. В августе Украина внесла Bacardi в список «международных спонсоров войны». — РБК), либо продолжают работать и никаких проблем. Еще один фактор — параллельный импорт, который вернул на полки то, что было интересно потребителю. Есть дефицит каких-то эксклюзивных вещей, single malt (односолодовый виски. — РБК), но, поверьте, простому россиянину это не нужно. Сократившуюся категорию игристых вин простой россиянин тоже не заметил — нашлись хорошие альтернативы. Да, могли быть проблемы с доступным европейским вином на фоне повышения таможенных пошлин, но у ретейлеров и дистрибьюторов такой объем запасов, что их хватит и на Новый год, и даже на 8 Марта».

Откуда везут алкоголь

Основными странами-поставщиками в рамках механизма параллельного импорта Грабар называет «самые антагонистично настроенные — прибалты»: «Вот парадокс: на словах враги, но они же — основной канал поставки алкоголя по параллельному импорту». По данным базы статистики международной торговли ООН Comtrade за первые восемь месяцев 2023 года, Литва и Латвия неожиданно стали лидерами по поставкам вина в Россию. Ранее эти страны в число поставщиков-лидеров на постоянной основе не входили: в прошлом году топ-3 состоял из Италии, Испании и Грузии. Но, как отмечает глава Ladoga, доля импортной продукции на российском рынке все же уменьшилась и продолжит сокращаться: «Импорт теряет свои позиции».

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии (0)
Топ из этой категории
В России арестовали бывшие активы производителя водки «Хортиця» В России арестовали бывшие активы производителя водки «Хортиця»
Бывшие российские активы Global Spirits, производителя водки «Хортиця», арестовал районный суд Курска, выяснил РБК....
Доля российских брендов на Lamoda достигла 45% Доля российских брендов на Lamoda достигла 45%
Российские бренды заняли почти половину всех продаж Lamoda, рассказал РБК гендиректор маркетплейса Максим Гришаков. До...