Доля новых российских автомобилей и автобусов достигла на рынке 50%
Легковые и легкие коммерческие автомобили, грузовики и автобусы, выпущенные в России в январе—сентябре 2023 года, составили порядка 50% отечественного рынка новых транспортных средств. Таким образом, российские производители выпустили в этот период не более 453 тыс. машин, следует из справки о состоянии авторынка, которую в среду, 4 октября, впервые опубликовал Минпромторг. Какой была доля российских транспортных средств в аналогичный период прошлого года, в документе не указано.
Всего же за девять месяцев весь рынок новых транспортных средств (до трех лет) составил 905,9 тыс. автомобилей и автобусов, что на 49% больше аналогичного периода 2022 года. При этом на долю легковых автомобилей пришлось около 79,3% (почти 719 тыс. машин), грузовиков — 11,4% (103 тыс.), легких коммерческих автомобилей — 7,8% (71 тыс.), автобусов — 1,4% (13 тыс.).
Документ подготовила компания «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК) совместно с аналитическим агентством «Автостат». ППК занимается аналитикой авторынка на основе данных «Электронного паспорта» — администратора систем электронных паспортов, в том числе транспортных средств, в ЕАЭС.
РБК направил запрос в пресс-службу Минпромторга.
Что происходит с производством автомобилей
До проведения специальной военной операции на Украине доля транспортных средств российского производства составляла на российском рынке 61%. Если учитывать иностранные транспортные средства, изготовленные в России, показатель увеличивался до 75%, напоминает старший менеджер консалтинговой компании НЭО Никита Дровосеков. По оценке директора автомобильной практики аудиторско-консалтинговой компании «Технологии доверия» (ранее — PwC в России) Виктории Синичкиной, на долю внутрироссийского производства приходилось около 80%.
Но после введения санкций западные, южнокорейские и японские автомобилестроители отказались работать в России. В частности, бывший автозавод Nissan в Санкт-Петербурге перешел под контроль крупнейшего российского производителя автомобилей АвтоВАЗ, а сам волжский автозавод, принадлежавший французской Renault, перешел под контроль ФГУП «НАМИ». Российские автозаводы также столкнулись с дефицитом импортных комплектующих. В результате производство легковых автомобилей в России в 2022 году обвалилось на 67%, до исторического минимума в 450 тыс. штук. Производство грузовиков сократилось на 24,3%, до 141 тыс. машин. Выпуск автобусов допустимой максимальной массой более 5 т снизился на 15,2%, до 12,5 тыс.